Яндекс.Метрика

Детский центр
психолого-педагогической поддержки "Успех"

Мытищи:
8 (926) 493-38-22
8 (498) 621-41-14
Королёв
8 (929) 695-69-08

Applied behavior analysis (ABA)

АВА – подход в работе с детьми с ОВЗ

Родители детей с ОВЗ, а так же специалисты, которые с ними работают, часто задаются вопросом «Как учить детей?». Как научить вести себя хорошо ребенка в магазине, в гостях, в детском саду или школе? Как научить ребенка одеваться, пользоваться столовыми приборами, ухаживать за собой? Как научить ребенка соблюдать учебный режим и выполнять задания? Разные психолого-педагогические теории отвечают на эти вопросы по-своему. Одним из методов коррекции поведенческих проблем и их модификации в «желательное поведение» является Applied Behavior Analysis (ABA) или прикладной поведенческий анализ.

Что такое АВА-подход?

В рамках данного метода, под поведением понимается любое взаимодействие с окружающей средой. То есть, «поведение» - это достаточно широкое понятие, которое включает в себя разнообразные действия, будь то игра, прием пищи или обучение. Техники АВА – подхода охватывают большинство областей развития ребенка и позволяют корректировать и формировать новые навыки.

Программы АВА, разработанные индивидуально для ребенка, могут рассматриваться как определенная стратегия. Дело в том, что определенным типам поведения ребенка соответствуют определенные реакции со стороны других (последствия). Выстраивание правильных и понятных ребенку последствий является основой метода. Когда специалисты и родители придерживаются таких поведенческих стратегий, то ребенок обнаруживает, что его понимают, и он становится более расположенным к взаимодействию.

АБА-терапия

Прикладной поведенческий анализ показал наибольшую эффективность в работе с детьми с аутизмом и подобными состояниями. «Язык» и простота поведенческих техник наиболее понятны для таких детей. Более того, метод основан на поощрении приемлемого поведения или правильного применения приобретенных навыков, что вызывает удовольствие у детей. Практика показывает, что границы подхода достаточно широки и его применение возможно в рамках индивидуальных и групповых занятий с различными детьми с ОВЗ.

В России этот метод используется редко и мало, хотя тенденции в последние годы стали меняться в лучшую сторону. На наш взгляд, это может быть связано с предубеждениями специалистов и родителей относительно АВА. Чаще всего метод ассоциируют с «дрессурой». На самом деле, такое мнение несправедливо. Можно вспомнить хотя бы систему оценок в школе, или то, как родители улыбаются в ответ на успех ребенка или не одобряют драку детей. Люди практически все время используют поощрения или наказания для контроля поведения других.

Техника АВА

Как распознать цели поведения ребенка. Родители и специалисты, которые обратились к методу АВА, чаще всего хотели бы изменить проблемное поведение ребенка. Большинство из нас согласится, что основные учебные навыки представляют собой комплекс определенных действий. Если не знать, как позитивно влиять на выбор конкретного действия ребенком, то и оказывается невозможным повлиять на весь процесс обучения в целом. Для этого необходимо определить цель поведения. Специалисты выделяют несколько целей поведения:

- получение желаемого от кого-либо;
- избегание чего-либо (задания, действия);
- получение сенсорного удовольствия.

В зависимости от цели поведения, которое вы хотели бы изменить, выстраивать стратегия поощрения желательного поведения и модификация нежелательного.

Как увеличить проявления положительного поведения. Умение родителя или педагога управлять поведением ребенка путем подкрепления называют учебным контролем. Для получения учебного контроля важно, во-первых, вызвать у ребенка устойчивую ассоциацию с какими-либо приятными вещами или занятиями, и, во-вторых, наработать опыт взаимодействия с ребенком, при котором он будет следовать инструкциям при наличии определенного подкрепления. Лучший способ мотивировать ребенка – дать ему понять, что он может быстро и легко получить то, что он хочет, если будет следовать инструкциям взрослого.

Как сократить проявления проблемного поведения. Такие типы поведения, как визг, выхватывание игрушек, пинки, отталкивание другого – все это примеры нежелательного поведения
. Важно отслеживать проявления такого поведения и делать так, что бы оно не получало положительного подкрепления. Такую технику называют гашением. Любое поведение, который использует ребенок, был каким-то образом подкреплен в прошлом. Стратегия гашения зачастую трудна в практическом применении, однако, это одна из наиболее эффективных стратегий контроля поведения.

Это неполная и очень сжатая картина метода. Подход содержит разнообразные техники поддержания учебной мотивации, контроля над поведением и различные способы обучения тем или иным умениям и навыкам.

Наш опыт работы

К работе по данной методике мы допускаем только специалистов с высшим профильным образованием (клинические, специальные психологи), получивших дополнительное образование по методикам АВА.

Специалисты нашего центра применяют техники АВА - подхода в рамках индивидуальных и групповых занятий с детьми с аутизмом и с детьми с ОВЗ в целом.
На индивидуальных занятиях дефектологи, психологи, нейропсихологии, логопеды разрабатывают индивидуальные планы работы с детьми. Отличительной особенностью индивидуальных планов является тщательная проработка каждого навыка. В особых случаях, с наиболее «сложной» категорией детей, отдельный навык может дробиться на мелкие действия, которые отрабатываются и соединяются в течение работы.

Много внимания специалисты уделяют генерализации или обобщению навыков. Обобщение навыка – это его применение в различных ситуациях при взаимодействии с различными людьми. Так, дети, которые посещали индивидуальные занятия, часто объединяются в группы и учатся использовать приобретенные умения в детском коллективе. Еще один вариант обобщения – посещение детских коллективных праздников, которые устраиваются накануне праздничных дат.

В рамках индивидуальных занятиях с детьми работают по различным направлениям:
- Социально-бытовая ориентация;
- Формирование учебного поведения;
- Формирование академических навыков;
- Обучение по развивающим программам;
- Сенсомоторная коррекция и прочее.

В рамках групповых занятий специалисты работают над социализацией детей и формированием умения обучаться в группе. Наш опыт показывает, что зачастую дети с ОВЗ могут хорошо заниматься индивидуально с учителем, но при этом не в состоянии выполнять аналогичные задания в рамках групповых занятий.

На различных занятиях специалисты, помимо планирования обучения навыкам, работают над адаптацией материала и среды. Наиболее распространенная потребность детей с особенностями развития – это визуализация учебного материала, а так же правил поведения и условий соблюдения этих правил. В своей работе мы используем большое количество рисунков, схем, условных обозначений понятных для детей. Это облегчает процесс получения знаний и повышает эффективность занятий.



И, что немаловажно, особое место в работе с детьми уделяется коррекции и модификации поведения. Специалисты следят за нежелательными поведенческими проявлениями, проводят анализ целей поведения и подкрепляющих факторов. Нам важно не только убрать негативное поведение, а так же обучить ребенка его приемлемым формам, которые помогут ребенку привлекать внимание взрослого или просить о чем-либо желаемом в общепринятой форме.

Как показывает наш опыт, методы АВА – подхода могут осуществляться в широкой практике и оказывают позитивное влияние на обучение детей с ОВЗ. Дети учатся не только слушаться учителя и вести себя хорошо на протяжении урока, а так же осваивают знания, которые имеют огромное влияние на качество их жизни и семьи в целом!

Смотрите также: