Яндекс.Метрика
8(926)493-38-22
8(498)621-41-14
8(495)785-91-83
ЗАДАТЬ ВОПРОС

АУТИЗМ

«Аутизм» в современной науке рассматривается как широкий спектр проблем, объединенных под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Данные расстройства относят к первазивным нарушениям, которые указывают на глубокое нарушение развития, затрагивающего все сферы жизни ребенка. Такие дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, часто развитие речевых способностей сильно отстает от возрастной нормы, наблюдаются поведенческие проблемы в виде сильного непослушания. Отличительной особенностью РАС является стереотипия, которая может проявляться в игре ребенка, когда он постоянно повторяет одно и тоже игровое действие, или в стереотипных движениях руками, стереотипных прыжках, прищуривании и т.д.

Учитывая особенности детей с аутизмом, можно сделать вывод о том, какие трудности они испытывают при обучении. Родители и педагоги отмечают, что маленьких «аутят» сложно усадить за стол, а предъявление заданий сопровождаются «поведенческим взрывом» в виде криков и слез, некоторые из таких детей никак не хотят идти на контакт с педагогом или проявляют агрессию.

Какая помощь необходима ребенку с аутизмом?

Как и всем детям с особенностями, аутистам необходима развивающая и коррекционная помощь, которая будет заключаться, главным образом в адаптации ребенка к жизни в социуме. Процесс адаптации, в этом случае, можно осуществить в рамках комплексного подхода, который предполагает занятия у психолога, дефектолога, логопеда, групповых развивающих занятий. Такой подход обеспечит развитие большинства сфер, функционирование которых, как мы знаем, нарушено у детей с РАС.
     Психолог, оказывающий помощь ребенку с РАС, прорабатывает дефициты формирования коммуникативной и социальной сфер. Психологические занятия с детьми с аутизмом включают в себя работу по формированию навыков общения со взрослыми и детьми, умений взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и учащимися, развитие игровой деятельности ребенка, коррекцию нежелательного поведения. Вместе с тем, на занятиях у психолога развивается мотивация ребенка и его высшие психические функции, такие как внимание, память, мышление, восприятие и т.д.
     Дефектолог на своих занятиях восполняет когнитивный дефицит ребенка с РАС. Специалист ведет работу по формированию академических знаний, таких как умения различать цвета, знать буквы и цифры, пополняются знания об окружающем мире, ребенок учиться рисовать, раскрашивать и писать.
     Логопед, занимающийся проблемами аутизма, помогает таким детям овладеть структурами устной и письменной речи. Занятия начинаются с формирования умения четко произносить звуки, слоги и слова, по мере их совершенствования, ребенка учат общаться фразами, строить вопросы и отвечать на них, рассказывать.
Особенностью реализации специалистами комплексного подхода при работе с детьми с РАС является единство методов педагогического воздействия.

Методы педагогического воздействия

При работе с детьми с РАС методы воздействия должны базироваться на поведенческом подходе. Целью данного подхода является формирование поведения. С педагогической точки зрения становится важным формировать у ребенка учебное поведение, такое как уметь сидеть за партой, слушать и смотреть на педагога, выполнять задания, ждать перемены, не портить методический материал. Особенно актуальны такие навыки в групповой работе, где ребенку необходимо самостоятельно контролировать себя в течение всего урока.

Методическими «инструментами» в работе с детьми с аутизмом могут быть:

Визуализация

Одной из «сильных» черт детей с РАС является визуальное восприятие, данную особенность педагоги используют для построения наиболее эффективных занятий. Для того, что бы ребенок усвоил то или иное знание или придерживался правил, их визуализируют, то есть изображают в виде рисунка, схемы.

Использование поощрений

Поощрения – это предметы или действия, которые любит ребенок. Поощрением может быть что угодно: сладости, игра в компьютер, мяч, батут, игрушки, подвижные игры и т.д. Поощрение может быть предоставлено ребенку только после выполнения задания, которое от него требуется. Таким образом, педагоги мотивируют ребенка к занятиям.

Жетонная система

Жетонная система

Данная система основывается на использовании поощрений. Жетонная система используется так же для мотивации ребенка, требуя от учащегося большего количества выполненных заданий. Достоинством этого способа является то, что ребенок видит, сколько ему нужно выполнить заданий, чтобы получить «приз». Именно это визуальное отображение числа заданий помогает ребенку спокойно выполнять их, так как он видит, когда закончится достаточно неприятное для него действие.

Визуальное расписание

Визуальное расписание – это наглядное отображение того, что ожидает ребенка на уроке. В нем отображаются задания, поощрения, виды уроков (если ребенок находится продолжительное время в образовательном учреждении), перемены и уход домой. Данный прием необходим для соблюдения ребенком учебных правил, благодаря ему он видит, в какой момент нужно заниматься, а в какой отдыхать, и когда закончится занятие.

Визуальное расписание

Социальные истории

Социальные истории используются для объяснения ребенку того, как нужно вести себя в той или иной ситуации или для модификации нежелательного поведения. Они представляют из себя ряд картинок с письменными комментариями. С помощью такого визуального инструмента детей обучают, как себя нужно вести на уроке, что нужно делать, если тебя кто-то обидел, как знакомиться с другими детьми и т.д.

Чему обучать аутичного ребёнка?

Любая педагогическая работа должна начинаться с диагностики развития ребенка. В данном случае рекомендуется полный мониторинг навыков в связи с асинхронной спецификой нарушения. Асинхрония развития при аутизме подразумевает под собой раннее созревание одних функций и отставание других. Другими словами, перед нами предстают некие «американские горки», когда ребенок, с одной стороны, может и умеет делать что-то лучше своих сверстников, а, с другой стороны, отстает от них. Подробная диагностика поможет выявить «слабые» стороны ребенка и выстроить эффективный маршрут педагогической работы.
     Главным принципом обучения аутистов становится формирование функциональных навыков, т.е. тех, которые непосредственно необходимы ребенку для его функционирования в обществе. Целью педагогического воздействия становится адаптация ребенка к жизни: к обучению в образовательных учреждениях, к самостоятельной бытовой жизни, к общению с другими людьми.
     На наш взгляд, первоочередно необходимо формировать учебные навыки ребенка. Таковыми являются: заниматься за столом, слушать и смотреть на учителя, уметь работать с методическим материалом, знать основные учебные инструкции (разложи, собери, поставь, нарисуй, напиши и т.д.). Одновременно с такой работой происходит коррекция нежелательного поведения. Посредствам подкрепления (похвалы, приза, конфеты, игрушки) педагог подкрепляет желательное поведение и игнорирует неприемлемое. Удобно корректировать поведение на этапе формирования учебных умений потому, что ребенок не только понимает «как вести себя не надо», но и обнаруживает для себя паттерны поведения, которые приветствуются взрослыми.
     К примеру: на занятиях ребенок-аутист сидит за столом, но кричит и отбрасывает материал. Взрослый, в таком случае, предлагает какое-то легкое задание и ждет его выполнения от ребенка. При этом, важно игнорировать поведение «кричит» и «отбрасывает материал», не нужно ругать ребенка и, тем самым, выказывать свое внимание к нежелательному поведению. Как только ребенок выполнит задание или, хотя бы, сделает попытку, педагогу следует поощрить ребенка (жетоном, похвалой, материальным призом), что закрепит правильное учебное поведение. Этот пример показывает одновременно как самый простой, так и самый ключевой принцип формирования навыков ребенка.      На том этапе, когда ребенок уже умеет взаимодействовать в процессе обучения со взрослым, следует обратиться к данным диагностики и придерживаться намеченного образовательного маршрута. Формируемыми навыками могут быть: бытовые навыки (умения одеваться, мыться, ходить в туалет, пользоваться столовыми приборами, приготовить себе пищу, убираться, пользоваться общественным транспортом), коммуникативные навыки (умения выразить просьбу, задать и ответить на вопрос, соблюдать диалог, следить за громкостью и интонацией), социальные навыки (умения играть со сверстниками, общаться со взрослыми, знать правила поведения), когнитивные навыки (уметь считать, писать, рисовать, собирать конструктор и т.д.).
     В процессе обучения ребенка с РАС необходимо обобщать навыки. Часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок, переходя к другому специалисту или проходя комиссию в образовательное учреждение не показывает то, чему он был обучен. Факторами такого поведения могут быть боязнь нового пространства, незнакомых людей, непонимания ситуации. Воизбежание таких случаев необходимо отрабатывать формируемые навыки не только с одним из специалистов или с одним взрослым во время домашних занятий. В нашей практике обобщение навыков реализуется путем повторения одного и того же задания у разных специалистов, объединения детей в пары и группы, дома рекомендуется занятия со сменой взрослых.

Итак, нами были описаны общие принципы педагогической работы с детьми с РАС. Естественно, принципы, методы и приемы не ограничиваются на этом и подбираются индивидуально под нужды ребенка. Индивидуальная программа – один из важных аспектов коррекционного воздействия. Не существует универсальных средств для обучения ребенка с РАС, т.к. специфические проявления нарушения у каждого ученика отличны друг от друга. В педагогической практике существует великое множество примеров успешной адаптации ребенка к жизни в современном обществе, что говорит о том, что детям с РАС необходима квалифицированная помощь, а взрослым, которые его развивают терпение и готовность к кропотливой работе, которая обязательно даст плоды!

Смотрите так же:

КЛУБ "УСПЕШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ"
Подпишитесь на рассылку новостей и выгодных предложений!



© 2015-2016

г. Мытищи, ул. Борисовка, д. 8А. тел: 8(926)493-38-22, 8(498)621-41-14, 8(495)785-91-83