Яндекс.Метрика

Детский центр
психолого-педагогической поддержки "Успех"

Мытищи:
8 (926) 493-38-22
8 (498) 621-41-14
Королёв
8 (929) 695-69-08

Коррекционные занятия для детей раннего возраста

Чем раньше, тем лучше

В настоящее время родители часто обращаются за помощью к специалистам с детьми раннего возраста. Ранее бытовало мнение что к дефектологу, а тем более к логопеду, обращаться можно только с трех лет. А лучше и еще позже, например, в четыре. Но если ребенок не говорит, то зачем ждать, а главное, чего ждать? Конечно, бывают случаи, когда ребенок сам, без коррекционного воздействия, начинает говорить так, что родители забывают о беспокоящих их ранее вопросах по развитию речи. Однако, ребенок с общим недоразвитием речи, или с задержкой речевого развития в раннем и дошкольном возрасте, находится в группе риска даже в школе (многие слышали такие термины, как дисграфия и дислексия).

Многие исследователи и практики в области логопедии считают, что часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех компонентов речевой системы, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой дефект (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990). Положительный эффект от логопедической работы многократно усиливается при раннем начале коррекционно-стимулирующего воздействия на речевое развитие ребенка (О.Е. Громова, Г.В.Чиркина, 2003).

Другое дело, если специалист не берется за работу с маленькими детьми. Дело в том, что вопрос ранней коррекционной помощи встал относительно недавно; ранее считалось, что логопед – это тот, кто работает преимущественно над звуковой стороной речи (исправление звукопроизношения). В целом, так и было; но на сегодняшний день, к сожалению, проблемы речевого и общего развития детей усугубились. Не будем перечислять возможные причины (их не мало), а поговорим о специалистах, которые могут помочь в преодолении задержки психоречевого развития.

С какими специалистами нужно начинать работу

Итак, это дефектолог, логопед и логопед-дефектолог, а также психолог. В нашем центре гармоничного развития «Успех» дети раннего возраста с трудностями речевого и психического развития очень часто получают помощь именно психолога (по крайней мере, на первом этапе работы).

Остановимся подробней на том, чем может помочь психолог ребенку в раннем возрасте с задержкой развития.

Во-первых, в раннем возрасте необходимо уделять особенное внимание на установление контакта с ребенком. Зачастую, успешность этого этапа работы влияет на всю коррекционную работу в целом. Психолог бережно относится к личности ребенка, находит возможные способы взаимодействия, и уже потом переходит к следующей задаче.

Во-вторых, психолог должен обладать достаточным инструментарием и опытом по когнитивному развитию детей. Развивая мышление, внимание, моторику, познавательные способности, сообщая ребенку в привлекательной для него форме знания об окружающем мире, мы постепенно подбираемся к задаче непосредственно коррекции речевых нарушений. Ребенок начинает говорить, уменьшаются психологические трудности, возникающие как следствие задержки психоречевого развития.

На следующем этапе работы, к комплексной системе преодоления психоречевых нарушений, актуально подключить занятия с логопедом .

Если говорить непосредственно о процессе коррекционной работы с детьми раннего возраста, то опираясь на авторитетные мнения ведущих специалистов в области логопедии, можно выделить несколько основных направлений работы. Повторимся, что работа с каждым ребенком индивидуальна, и ниже представлены лишь те направления, которые включаются в каждую индивидуальную программу коррекции.

Система коррекционно-логопедической помощи «неговорящим» детям включает следующие разделы:

  • развитие понимания речи и формирование предпосылок речевого мышления
  • развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков
  • пропедевтика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры и звукопроизносительных навыков
  • развитие тонкой (мелкой) моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук

Работа с детьми раннего возраста сложная, продолжительная по времени, но необходимая. С ребенком постарше, как правило, легче установить контакт, он многое понимает (что надо слушаться, стараться…). Но, увы, как мы говорили раньше, не вовремя начатая систематическая работы дает меньшие результаты в итоге. Ребенок раннего возраста, попадающий на занятия к специалисту, как правило, и вовсе не знает, что такое занятие. Из-за этого и специалисту, и родителям, и самому малышу труднее сначала, но, повторимся, именно до трех лет – лучший (сензитивный) период для развития речи. Не стоит упускать этот шанс ребенка на успешную социализацию в будущем.

Команда наших специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) всегда готова ответить на волнующие Вас вопросы и предоставить ребенку комплексную квалифицированную помощь.

Смотрите также:

КЛУБ "УСПЕШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ"
Подпишитесь на рассылку новостей и выгодных предложений!

г. Мытищи, ул. Борисовка, 8а; г. Королёв, ул. Горького, д. 12