Яндекс.Метрика

УСПЕХ. ЦЕНТР ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (РАС, ЗПР, УО)


Одним из важнейших этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком является включение его в группу сверстников. Основная цель групповых занятий для детей с особенностями развития - социализация и обучение взаимодействию с другими людьми. Кроме этого решается ряд других, не менее важных задач .

В рамках коррекционной программы нашего центра предусмотрены различные группы для детей с ОВЗ. Можно их представить в виде трех этапов: начальный или адаптационный, подготовка к школе, сопровождение школьников.

Этапы обучения в специальных группах:

1. Адаптационный этап

Из самого названия понятно, что эта группа для детей, которые ранее не имели опыта общения со сверстниками, либо этот опыт был неудачным. Самая главная, основная задача - научить ребят взаимодействовать друг с другом и работать на занятиях, не мешая друг другу. С этой группой детей обязательно работают психологи, помощь других специалистов (дефектологов, логопедов, специальных педагогов) подключается по мере необходимости. К примеру, в одной группе на начальном этапе уже целесообразно давать интеллектуальные занятия (дети готовы сидеть за столом и выполнять элементарные инструкции, слушать), а другой - нет.
Количество занятий в неделю, их продолжительность и специалисты определяются для каждой группы индивидуально.

2. Подготовка к школе

Когда дети привыкают к форме занятий, адаптируются в коллективе, способны принимать новые знания, группа переходит на следующий этап, а именно - подготовку к школе.
Эти группы ведут логопеды, дефектологи и психологи.
Задачи: сообщать детям необходимые знания, умения и навыки, продолжать обучать взаимодействию, развивать эмоциональную сферу.
Надо понимать, что групповые занятия не заменят индивидуальные. Продуктивность по усвоению знаний в группе, безусловно, ниже. Однако научить ребенка РАБОТАТЬ на групповых занятиях, а не просто сидеть, до школы просто необходимо.
Как правило, эти группы занимаются два раза в неделю по два часа; каждый день у них занятие с педагогом по подготовке к школе и тренинги с психологом.

3. Сопровождение школьников

Эти группы можно условно разделить на два различных направления:1. Сопровождение школьников, находящихся на семейном или домашнем обучении.
Мы помогаем детям в усвоении школьной программы, при этом максимально приближая условия к условиям школы. Группу ведут репетиторы, учителя, психологи.
2. Психологическое сопровождение школьников. Такие группы ведут психологи. Основная цель - развитие навыков взаимодействия. Дети, посещающие обычные или специальные школы, также испытывают трудности в общении. Психологи на своих тренингах, помогают детям решать их личностные проблемы, снимать напряжение. Дети общаются, дружат, проводя время с интересом и пользой.

Задачи программы

1. Развитие навыков учебной деятельности

Зачастую, ребенок, посещающий долгое время индивидуальные занятия с логопедами, дефектологами, психологами, АВА-терапистами и др., привыкает к работе со специалистом один на один. Плюсы такого взаимодействия - лучшая усвояемость материала, более качественное соблюдение принципа индивидуального подхода и многое другое. Однако, оказавшись в группе детей (например, в школьном классе), ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Почему? Просто он оказался не готов к групповой работе, для него детский коллектив служит отвлекающим фактором и мешает учебной деятельности.

На первом этапе групповой работы в специальных группах Детского центра "Успех" детям предлагаются задания несложные, но те, которые помогут сплотить ребят, создать благоприятную атмосферу, приучить детей к совместной учебной деятельности. Постепенно ребенок уже не стремится привлекать внимание взрослого и других ребят (например, нежелательным поведением), а показывает стремления достичь результата, решить поставленную перед ним задачу и т.д.

2. Решение психологических трудностей во время групповой работы

Попадая в детский коллектив ребята, порой, не знают даже как обратиться друг к другу. У ребенка с общим недоразвитием речи, к примеру, по понятным причинам, был негативный опыт общения со сверстниками. Очень часто это откладывает отпечаток на психике и выражается в последствии у всех по-разному: дети замыкаются в себе, проявляют агрессию, начинают болеть... На этапе вхождения ребенка в детский коллектив очень важно сопровождение психолога. Мы успешно подключаем к групповой работе психолога, обучающего детей взаимодействовать друг с другом, делиться, отстаивать свои права социально приемлемыми способами, оказывающего помощь в решении конфликтных ситуациях. Также весьма хорошие результаты в работе с детьми приносит групповая терапия. Психолог наблюдает за свободной игрой детей, в нужные моменты комментируя их действия, эмоции, переживания, что позволяет лучше понять самих себя и других людей.

3. Своевременная коррекция поведения

В процессе коррекции и развития ребенка случаются кризисные моменты, всплывают проблемы и трудности, которые трудно предугадать на этапе составления программы работы и прогнозирования результатов. Чаще всего эти трудности связаны с возникновением поведенческих проблем. Очень важно своевременно устранить подобного рода сложности, обратившись к поведенческому психологу.

В нашем центре с группами на определенном этапе работает поведенческий психолог, который выясняет причины нежелательного поведения, выстраивает программу работы для каждого индивидуально и реализует ее на своих групповых занятиях.

Принципы работы в специальных группах

1. Индивидуальный подход

Индивидуальный подход для нас - это учет особенностей каждого конкретного ребенка в группе, его зоны ближайшего развития и постановка конкретных задач. Кроме того, вся группа в целом - это одна единица, ни одна специальная группа не похожа на другую. Именно поэтому мы составляем программу для каждой группы детей свою, уникальную, а не работаем по закостенелым шаблонам.

2. Комплектация групп

К вопросу комплектации групп необходимо относится очень ответственно. Это касается не только количественной характеристики. Да, группы немногочисленны (в некоторых из них всего три человека), но основной критерий - уровень интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его индивидуальные особенности.

3. Отслеживание динамики и внесение изменений в программу по ходу коррекционно-развивающего процесса

Программа коррекции и развития детей с ОВЗ - живой организм, который работает хорошо лишь в случае своевременного внесения необходимых изменений. Необходимо использовать способы сбора информации, отслеживать результативность, отслеживать достижение поставленных целей и задач. Специалисты используют различные методы: тестирование, наблюдение, опрос родителей и другие.

4. Взаимосвязь работы специалистов друг с другом и с родителями

Как мы уже говорили выше, специалисты регулярно опрашивают родителей о поведении ребенка вне занятий, о трудностях и успехах, об изменениях, произошедших в развитии. Это, а также преемственность работы специалистов друг с другом - залог успешного достижения результатов.

Как попасть в группу

Перед записью в группу необходимо пройти диагностику, по результатам которой мы направим ребенка в одну из существующих групп, либо подберем детей для открытия новой группы.