ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА-ТЕРАПИЯ)
ABA ("Applied Behavior Analysis" - прикладной анализ поведения)- это научная дисциплина, целью которой является изучение поведения, как объекта исследования. При применении метода изучается функциональные взаимосвязи окружающей среды и проявлений того или иного поведения
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЁНКА. АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЯ. СБОР ИНФОРМАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕБЁНКА С ПОМОЩЬЮ ABLLS-R И VB-MAPP
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. КОРРЕКТИРОВКА ПРОГРАММЫ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ПО МЕТОДИКАМ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ (АВА-ТЕРАПИЯ)
КУРИРОВАНИЕ И СУПЕРВИЗИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ И ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АТТЕСТОВАННЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
ОНЛАЙН КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ДИСТАНЦИОННОЕ КУРИРОВАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДА
→ Устранение нежелательного поведения;
→ Обучение навыкам самостоятельности и самопомощи;
→ Обучение навыкам коммуникации и понмания речи;
→ Обучение специальным нормам поведения в обществе;
→ Развитие воображения, навыков сюжетной игры
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕБЁНКА. АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЯ. СБОР ИНФОРМАЦИИ
ТЕСТИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕБЁНКА С ПОМОЩЬЮ ABLLS-R И VB-MAPP
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. КОРРЕКТИРОВКА ПРОГРАММЫ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ПО МЕТОДИКАМ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ (АВА-ТЕРАПИЯ)
ПЕРВИЧНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Первая встреча с ребёнком проводится в присутствии родителя. Производится сбор данных, изучаются заключения врачей (неврологов, психиатров и т.д.), а также смежных специалистов (дефектологов, нейропсихологов и т.д.) с целью составления клинической картины нарушения.
Специалист центра, проводящий первичную диагностику, информирует родителя о принципах работы по методу прикладного поведенческого анализа, о пределах своей компетенции и нормах профессиональной этики.
На первой встрече намечаются этапы, цели и задачи коррекционной работы, а также доля участия в процессе специалистов центра и членов семьи.
ТЕСТИРОВАНИЕ ABLLS-R И VB-MAPP
Перед составление ABA-программы необходима оценка навыков ребёнка и уровня его развития. Для этого проводится тестирование ABLLS-R или VB-MAPP. В процессе тестирования специалистом выявляются сильные и слабые стороны ребёнка, факторы, влияющие на торможение развития и возникновение нежелательного поведения, определяется функция нежелательного поведения, устанавливаются приоритетные цели коррекционной работы,.
В процессе тестирования начинает выстраиваться система мотивации для ребёнка. Производится поиск поощрений и мотивационных условий, которые будут использоваться в дальнейшем при реализации программы.
Тестирование проводится в рамках индивидуального расписания обучающегося в стенах центра. Продолжительность зависит от объёма уже сформировавшихся навыков.
СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
После проведения тестирования навыков, ведущий специалист обсуждает с родителем приоритетные цели коррекционной работы и приступает к разработке первичной коррекционной программы. АВА-программа всегда составляется индивидуально для каждого ребёнка. АВА-программа может включать обучение сразу нескольким навыкам, одному-двум точечно, или сопровождать освоение всех навыков последовательно, учитывая принцип приоритетности.
В коррекционном плане АВА-программы учитывается приоритетность развиваемых навыков. Например, для того, чтобы приступить к продуктивной работе, необходимо сначала устранить нежелательное поведение, установить сотрудничество ребёнка и тераписта, обучить ребёнка навыкам самостоятельности и самопомощи, а уже потом приступать к подготовке к школе.
По мере обучения и продвижения ребёнка, АВА-программа корректируется и дополняется. Мониторинг продвижения осуществляется куратором и супервизором на постоянной основе.
АВА-ТЕРАПИЯ
Когда определены цели обучения, составлена коррекционная программа, АВА-тераписты, родители и близкие ребёнка приступают к её реализации. На первых этапах создаётся тёплая и дружественная обстановка сотрудничества, продолжается поиск мотивационных факторов, усиливающих вовлечённость ребёнка в учебный процесс.
По мере обучения ребёнка простым навыкам (внимательности, усидчивости и т.д.), сопровождаемого мониторингом прогресса и корректировки программы, происходит переход к освоению более сложных навыков (понимание речи, общение, понимание социальных норм, игровые и академические навыки).
Согласно нормам АВА, среднее количество учебных часов по программе составлет 20-30 в неделю, поэтому очевидно, что если у родителя нет возможности обеспечить соответствующую посещаемость ребёнка в центре, оставшаяся часть нагрузки ложится на него и близких ребёнка.
КУРИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Согласно стандартам и здравому смыслу, коррекционная работа по программе АВА нуждается в курировании специалистом соответствующей компетенции. Если у тераписта возникают трудности в продвижении ребёнка, он также обращается за помощью к куратору. Если требуется корректировка программы, в большинстве случаев, эта задача ставится перед куратором. Если у родителя возникают вопросы по ходу коррекционной работы или работе тераписта, он обращается к куратору
Основными функциями куратора являются: корректировка программы; контроль качества работы тераписта; контроль динамики и качества реализации программы (изучение чек-листов, просмотр и анализ видеозаписей занятий, предоставляемых терапистом или родителем, формирование и изменение форм сбора данных); консультирование тераписта и родителя посредством личных и онлайн встреч.
СУПЕРВИЗИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Помимо курирования работа по программе АВА, динамика продвижения и качество работы специалистов, должны контролироваться супервизором. Каждый куратор должен проходить супервизии. На супервизии предоставляются видеозаписи занятий, графики продвижения, чек-листы занятий и т.д.
Супервизии проходят, преимущественно, онлайн, т.к. количество специалистов, имеющие право на супервизирования, крайне мало.
В супервизиях специалистов заинтересован прежде всего родитель, т.к. рабта в системе АВА должна давать постоянную динамику, и в момент, когда она прекращается, необходимо принимать меры.
ОНЛАЙН КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В нашем центре активно применяется формат онлайн консультирования. Актуально это в таких случаях, когда у родителя не возможности посещать рекомендованное количество занятий в центре, когда родителю нужно в спокойной обстановке обсудить с куратором (терапистом) цели, динамику и внеурочную работу, когда в роли тераписта выступают члены семьи.
Также онлайн формат используется для дистанционного курирования работы терапистов (родителей), когда работа ведётся в другом городе и у родителей нет возможности часто привозить ребёнка в центр. Благодаря этому нашу помощь могут получать и жители небольших городов подмосковья и ближайших областей, где нет специалистов соответствующей квалификации. Подробнее о дистанционном курировании здесь