ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ
Вокруг психологов и психотерапевтов, как детских, так и “взрослых”, всегда много вопросов, тайн и сомнений. Зачем нужен детский психолог? В каких случаях он может помочь? Сколько времени уйдет на работу? Родители, обращаясь за помощью, всегда имеют в голове эти вопросы. Попробуем же их здесь прояснить
в спект работы входят самые разные запросы: от различного рода тревожных симптомов (детские страхи, навязчивости) до агрессивного и антисоциального поведения. Такие симптомы не всегда проявляются в поведении ярко, и у родителей порой нет возможности заметить, что ребенка следует отвести к детскому психологу. В таком случае родителю важно прислушиваться к воспитателям, учителям и другим взрослым, которые окружают ребенка: то, что не заметно родителям может быть очевидным для окружения. Важно уметь замечать различные проявления невроза на самой ранней стадии: нарушения сна, питания, невозможность адекватно строить коммуникацию с другими детьми и взрослыми, сильный накал эмоций в отношениях между родителем и ребенком — если все эти вещи приобретают стабильность и проявляются во многих жизненных ситуациях, это служит серьезным поводом для обращения к детскому психологу, психотерапевту
Важно отметить, что ребенок всегда старается дать понять взрослым, что ему требуется помощь, но эти проявления у всех детей очень разные — каждый ребенок “говорит” на своем языке симптомов. Кто-то начинает рисовать устрашающие рисунки, полные монстров, смерти и опасностей, другие склонны подхватывать самые разные инфекции в огромных количествах, третьи становятся гиперактивными и непослушными и т.п. Детские психологи склонны считать, что частые соматические заболевания и даже задержки и нарушения психического развития требуют психотерапевтического лечения, так как их первопричиной может являться невротический конфликт. Таким образом, любые стабильные проявления психической жизни, ведущие к дезадаптации ребенка в окружающем мире и приносящие ему субъективные страдания, требуют вмешательства детского психолога
МЕТОДЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
Методы, которыми работает детский психолог, бывают самыми разными и в современной психологии их придумано великое множество. Также многообразны и психологические школы, к которым зачастую примыкают детские психологи: психоаналитическая школа, гештальт-подход, когнитивно-бихевиоральное направление. Все они отличаются разным пониманием неврозов, трактовкой симптомов и пользуются различными техниками и приемами. Наиболее благоприятный вариант, когда детский психолог знаком с разными методами, подходами и школами. Владение только одним инструментом сильно ограничивает психолога и спектр проблем, с которыми он может работать. Психологи детского центра «Успех» в г. Мытищи в своей работе используют максимальное количество приспособлений и приемов и часто дают выбор самим детям: их психика лучше всех знает каким способом нужно работать
СКОЛЬКО ЗАНИМАТЬСЯ
Один из самых животрепещущих вопросов: сколько времени требуется для того, чтобы ребенок почувствовал себя лучше и мог адаптироваться во всех сферах своей жизни, то есть, как долго должен оказывать помощь детский психолог? Этот вопрос один из самых трудных и однозначного ответа на него нет и, скорее всего, никогда не будет. Дело в том, что время работы детского психолога сильно зависит от множества факторов: психологический статус и личностные особенности ребенка, глубина и “возраст” его невроза, семейная обстановка, личностные особенности родителей (готовы ли они помогать ребенку, меняясь вместе с ним, или хотят лишь “переделать” неудобного члена семьи и готовы ли они выдерживать все трудности психологической работы, которых бывает немало), частота встреч ребенка с детским психологом, вовлеченность всех членов семьи в работу и еще много-много другого. Кроме того, всегда стоит помнить о том, что быстрого лечения не бывает, каким бы здоровым ни был ребенок. Психике всегда требуется время для того, чтобы перестроить механизмы своей работы. Подводя итог, скажу, что вопрос длительности психотерапии всегда решается в индивидуальном порядке, никаких универсальных ответов здесь нет и быть не может
В завершение, хотелось бы осветить вопрос, без прояснения которого, работа ребенка с детским психологом вообще может не состояться: зачем и для чего нужен детский психолог?Нечувствительные родители часто отвечают на трудности ребенка такими словами: перерастет. Ну, или начинают предъявлять к нему все больше требований: не грызи ногти, не бойся, не крутись в школе, перестань драться, перестань кричать по ночам и так далее. Иначе накажем. Помогает ли такая тактика? Конечно же, нет. Таким образом можно лишь затолкать конфликт ребенка поглубже и по-дальше, сделав его ядром формирующейся личности. Такой конфликт во взрослом возрасте уже не сможет быть подвергнут качественному и окончательному лечению, сколько бы лет или десятилетий это лечение ни занимало. Отказываясь замечать потребность ребенка в помощи, родители только усугубляют его болезненное состояние. Речь, конечно же, идет о тех случаях, когда мы действительно имеем дело с неврозом. Если здоровый и хорошо себя чувствующий ребенок однажды проснулся от кошмара, не стоит его тут же тащить к психологу. Просто поговорите с ним об этом, выслушайте его страх и примите его. Чего не стоит упускать из виду, так это ежедневно повторяющихся страхов и тревог или других дезадаптирующих проявлений психики
Понятно, что поход к детскому психологу означает, что сами родители не могут с этим справиться и это неизменно влечет за собой чувство вины родителя, чувство его собственной “плохости”. Здесь стоит понимать, что психика человека — крайне сложное и многогранное образование. На ее развитие влияет такое огромное количество факторов, что многие из них до сих пор остаются не изученными и даже не известными. Поэтому родителям не стоит себя винить: тот факт, что вы задумываетесь о походе к детскому психологу, уже характеризует вас как достаточно чувствительных и готовых придти на помощь своему ребенку. Ну а это - уже полпути к успеху!
СПЕЦИАЛИСТЫ НАШЕГО ЦЕНТРА ПОМОГУТ ПРИ:
♦ нежелательном поведении;
♦ повышенной тревожности
♦ проблемах в общении со сверстниками;
♦ страхах
♦ застенчивости, заниженной самооценке