СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, восприятие играет важную роль в успешном обучении. Сенсорная интеграция определяет осмысленную реакцию человека на различные ситуации и создает основу для социального поведения.
Проблема сенсорной интеграции у детей, к сожалению, в наше время стоит особенно остро. Не отдавая себе отчет, мы, взрослые, создаем неблагоприятные условия, при которых происходит сенсорная перегрузка одних органов чувств, а именно зрения и слуха (гаджеты, телевизор и прочее) и сенсорный голод всех остальных. Более того, трудности сенсорной интеграции наблюдаются при различных особенностях развития ребенка и еще сильнее усугубляются средой.
Что происходит с ребенком при дисфункции сенсорной интеграции?
Для функционирования и взаимодействия с окружающим миром человек использует органы чувств. Сигналы, которые поступают через зрительную, слуховую, вестибулярную и проприоцептивную, обонятельную, тактильную системы, наш мозг обрабатывает и выдает соответствующую реакцию. С помощью этого мы получаем уникальный опыт, понимаем, что нас окружает, как надо себя вести в той или иной ситуации.
Если представить, что мы не получаем информацию о мире хотя бы одним органом чувств или, напротив, будем получать настолько сильные сигналы, что станет просто невыносимо выносить такую нагрузку, то мы поймем, что чувствует ребенок с дисфункцией сенсорной интеграции.
При каких нарушениях возникает дисфункция сенсорной интеграции?
Такое нарушение наблюдается часто при расстройстве аутистического спектра (РАС, РДА), при задержке психического развития (ЗПР), ДЦП, СДВГ и других особенностях.
В Детском образовательном центре «Успех» проводится терапия сенсорной интеграции, целью которой является предоставление необходимого количества сенсорных, вестибулярных, тактильных стимулов для создания нормальной работы центральной нервной системы.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции
→ Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица;
→ Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности;
→ Расстройства мышечного тонуса;
→ лабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);
→ Двигательная неуклюжесть;
→ Трудности в концентрации, импульсивность