Яндекс.Метрика

УСПЕХ. НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

КОММУНИКАТИВНЫЕ ГРУППЫ

Актуальность

Многие родители детей с трудностями в поведении, задержкой речи в определённый момент коррекционной работы задаются вопросом включения ребёнка в коллектив сверстников. В виду особенностей развития, посещение обычных развивающих занятий и кружков не представляется возможным, а упустить время, когда закладываются основы социализации и навыков коммуникации крайне не желательно. Именно поэтому в нашем центре уже с 2015 года существуют специальные группы, направленные на восполнение дефицита коллективной работы у детей с особенностями в развитии

Основные принципы работы специальных групп

1. Индивидуальный подход

Индивидуальный подход для нас - это учет особенностей каждого конкретного ребенка в группе, его зоны ближайшего развития и постановка конкретных задач. Кроме того, вся группа в целом - это одна единица, ни одна специальная группа не похожа на другую. Именно поэтому мы составляем программу для каждой группы детей свою, уникальную, а не работаем по закостенелым шаблонам.

2. Комплектация групп

К вопросу комплектации групп необходимо относится очень ответственно. Это касается не только количественной характеристики. Да, группы немногочисленны (в некоторых группах всего три человека); но основной критерий - уровень интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

3. Отслеживание динамики и внесение изменений в программу по ходу коррекционно-развивающего процесса

Программа коррекции и развития детей с ОВЗ - живой организм, который работает хорошо лишь в случае своевременного внесения необходимых изменений. Необходимо использовать способы сбора информации, отслеживать результативность, отслеживать достижение поставленных целей и задач. Специалисты используют различные методы: тестирование, наблюдение, опрос родителей и другие.

4. Взаимосвязь работы специалистов друг с другом и с родителями

Как мы уже говорили выше, специалисты регулярно опрашивают родителей о поведении ребенка вне занятий, о трудностях и успехах, об изменениях, произошедших в развитии. Это, а также преемственность работы специалистов друг с другом, - залог успешного достижения результатов.

Задачи, которые решаются в рамках специальных групп

1. Развитие навыков учебной деятельности

Зачастую ребенок, посещающий долгое время индивидуальные занятия с логопедами, дефектологами, психологами и др., привыкает к работе со специалистом один на один. Плюсы такого взаимодействия - лучшая усвояемость материала, более качественное соблюдение принципа индивидуального подхода и многое другое. Однако, оказавшись в группе детей (например, в школьном классе), ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Почему? Просто он оказался не готов к групповой работе; для него детский коллектив служит отвлекающим фактором и мешает учебной деятельности.
На первом этапе групповой работы в специальных группах Нейрологопедического центра "Успех" детям предлагаются задания несложные, но те, которые помогут сплотить ребят, создать благоприятную атмосферу, приучить детей к совместной учебной деятельности. Постепенно ребенок уже не стремится привлекать внимание взрослого и других ребят (например, нежелательным поведением), а показывает стремления достичь результата, решить поставленную перед ним задачу и т.д.
Занятия проводит специалист по прикладному анализу поведения, а программа для работы группы по формированию учебных навыков составляется дефектологами центра с учётом актуального уровня детей группы, их знаний, умений и навыков.

2. Развитие навыков коммуникационных навыков

Данное направление предполагает, учитывая возраст и индивидуальные особенности детей, развитие коммуникации в ситуации игрового взаимодействия. Детям предлагаются разные игры (дидактические, в которых мы учим детей соблюдать очередность, правила; сюжетные; режиссерские; игры малой подвижности). Развитие игровой деятельности как ведущей деятельности дошкольника чрезвычайно важно и не должно оставаться без внимания. Её становление также проходит несколько этапов: от игры "рядом" до настоящей совместной сюжетной игры (конечно, по мере возможностей детей). Поддержка такого важного этапа является одной из задач коррекционной работы.

Как попасть в специальную группу

В спецгруппы принимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Для наиболее правильного включения ребёнка в актуальную для него группу необходимо пройти первичную диагностику с одним из специалистов центра, который сможет оценить уровень его развития и передать информацию методическому руководителю. Далее, родителю будет предложено время, в которое занимается подходящая для его ребёнка группа. Если время не подходит, то ребёнок будет внесён в лист ожидания до появления детей, с которыми сможет включиться в продуктивную работу позже.