Яндекс.Метрика

УСПЕХ. НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

СДВГ

СДВГ – неврологическо-поведенческое расстройство, выраженное в нарушении созревания высших структур мозга (кора лобных долей) из-за дефицитарного развития низших структур (ретикулярная формация, таламус и т.д.). Причинами возникновения может выступать генетический, пренатальный (нарушения при внутриутробном развитии), натальный (нарушения, возникшие во время родовой деятельности), постнатальный (болезни, травмы, повреждения, возникшие в раннем возрасте) факторы

Согласно американской классификации болезней DSM-5 выделяется 3 основных типа расстройства:

♦ Расстройства дефицита внимания и гиперактивности в смешанном виде (наиболее часто встречающийся)

♦ Расстройства дефицита внимания и гиперактивности с преобладанием дефицита внимания (зачастую без гиперактивности)

♦ Расстройства дефицита внимания и гиперактивности с преобладанием гиперактивности (без дефицита внимания в разной степени обходится редко)

СДВГ не относится к полностью излечимым расстройствам, но весьма податлив компенсаторным свойствам мозга. Структуры, отвечающие за контроль, энергоснабжение и энергосбережение в мозге неплохо поддаются тренировке посредством нейропсихологического воздействия и специального оборудования (Play Attention, InTime, TLP и т.д.)

Диагноз обычно ставится в старшем дошкольном возрасте или в младшем школьном. Корректность постановки диагноза зависит от комплексности наблюдений за ребёнком, а именно в разных средах его обитания: дом, школа (ДОУ) и не только неврологом, а учитывая мнение нейропсихолога или педагога-психолога. В связи с тем, что подобные исследования в нашей стране не распространены, под понимание СДВГ могут попасть некоторые проявления минимальной мозговой дисфункции (ММД), которые по мере дозревания мозга полностью компенсируются

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СДВГ

Гиперактивность – чрезмерная расторможенность, являющаяся проявлением утомления нервной системы, вызванного хаотичным подкорковым возбуждением и слабым его контролем корой мозга. Например:

♦ наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя за столом, ребёнок извивается, вскакивает;

♦ наблюдается излишняя двигательная активность, попытки куда-то залезть, бег без особой цели;

♦ ребёнок не способен играть в тихие сидячие игры, не сопряжённые с двигательной активностью;

♦ наблюдается излишняя разговорчивость

Дефицит активного внимания– неспособность длительное время удерживать внимание на чём-либо. Для удержания активного внимания требуется слаженная работа и зрелость лобных долей и таламуса. Например:

♦ наблюдается неспособность удерживать внимание на условиях задания, допускаются ошибки из-за небрежности по отношению к деталям;

♦ ребёнок не внимание и в играх;

♦ ребёнок не доводит начатое до конца, быстро теряет интерес к деятельности;

♦ может возникнуть впечатление, что ребёнок не слышит обращённую речь;

♦ ребёнок легко отвлекается на посторонние стимулы, не может сосредоточиться на чём-то одном;

♦ наблюдается забывчивость, ребёнок часто что-то теряет, неряшливо одевается

Импульсивность – недостаток контроля поведения в ответ на предъявляемые требования, правила, условия. Например:

♦ ребёнок перебивает собеседника в разговоре, не дослушав его мысль до конца;

♦ ребёнок начинает отвечать на вопрос или начинает выполнять задание, не дослушав условие до конца;

♦ поступки и действия ребёнка выглядят необдуманными, поспешными, лишёнными смысла;

♦ ребёнок не дожидается свое очереди, выкрикивает с места за другого, не дождавшись права голоса

Около 80% в группе детей, испытывающих школьные трудности, имеют признаки, характерные расстройству СДВГ

Любой из вышеперечисленных признаков может являться проявлением других неврологических расстройств, не связанных с СДВГ, поэтому в нашем центре мы не концентрируемся на том, что написано в неврологическом заключении, а проводим дополнительные нейропсихологические исследования для выявления наиболее «слабых» блоков мозга и развиваем их, отталкиваясь от ближайших потребностей ребёнка, ни сколько не пренебрегая медикаментозной поддержкой со стороны врачей

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

Нейропсихологическая коррекция при СДВГ

Занятия с нейропсихологом «как хлеб» необходимы ребёнку с проявлениями СДВГ, так как данная наука, посредством комплекса упражнений по замещающему онтогенезу даёт возможность пройти этапы двигательного и сенсорного развития заново и перезапустить, дорастить отставшие структуры мозга, отвечающие, в нашем случае, за энергоснабжение (ретикулярная формация), дифференцирование (таламус), торможение (синтез гамма-аминомасляной кислоты), контролирующие (кора лобных долей). По мере работы с нейропсихологом в процессе выполнения упражнений и заданий, выявляются отстающие области и блоки мозга, подвергающиеся дополнительной стимуляции. Программа нейропсихологической коррекции динамична и требует высокой квалификации специалиста для своевременной её коррекции. Помимо двигательной части в программу включён когнитивный блок. Мы располагаем огромным арсеналом специальных игр и пособий на развитие контроля, которого так не хватает при СДВГ, логики и мышления, так же страдающих от проявлений расстройства

Метод InTime

Метод InTime в значительной степени гармонизирует работу мозга ребёнка с СДВГ. Мозговые процессы при данном диагнозе не ритмичны, подкорковое возбуждение хаотично. Если Вы когда-то играли на барабанах или слушали африканских барабанщиков, то можете припомнить чувство расслабления, эйфории после прослушивания / игры. Это и есть та самая гармонизация нервной деятельности



В основе музыкального материала InTime лежит метр, бит (ритм). Равномерно распределённые метрические акценты, интегрирующие ритм в нервную систему человека. Состояние ритмичности сохраняется и после прохождения курса. У каждого человека ритм свой, но им можно управлять. Например, у ребёнка с СДВГ он либо ускоренный, либо сбитый. Отсюда и дисгармония в дифференцировочных функциях мозга, эмоциональной и поведенческой сфере

Занятие строится из трёх частей:

♦ прослушивание модифицированного музыкального материала чрез специальную мультисенсорную систему Waves;

♦ Body percussion - перкуссионная часть, подразумевающая ритмичную работу с телом (шаги, хлопки, вокализации);

♦ Drumming – собственно выполнение ритмических заданий на перкуссионных инструментах

Если в первой части мозг пассивно воспринимает воздействие модифицированной музыки, ритма и частот, то в двух других частях занятия идёт активное вхождение в состояние ритмичности, где специалист способен изменить внутренний ритм ребёнка. Затормозить или ускорить, навязав необходимый темп. Базовая программа InTime даёт основной акцент на прослушивание музыкальных модулей, но мы убеждены, что активная ритмическая часть имеет огромное значение в коррекции СДВГ

Ритмо-БОС

Коррекционно-диагностический комплекс "Ритмо-БОС" предназначен для развития чувства времени и ритмической осведомлённости у детей и взрослых



Тренинг с метром и ритмом показан детям с СДВГ, импульсивностью, эмоциональной нестабильностью, тревожностью. Ритмические тренировки происходят в увлекательной игровой форме. После такого рода тренировок детям проще ориентироваться во времени, их начинает интересовать последовательность событий, течение дня становится более упорядоченным и предсказуемым, что снижает тревожность и позволяет планировать своё время. Выполнение действий в строго заданном темпе через одинаковые временные промежутки требует значительного контроля и «старт-стоп регуляции», чего так не хватает детям с вышеуказанными трудностями

Работа на комплексе «Ритмо-БОС» имеет курсовую структуру по 20 двадцатиминутных занятий. Может являться как самостоятельным тренингом, так и дополнением к нейропсихологической коррекции и методу InTime

Play Attention

Данная система является уникальной разработкой NASA (США), нацеленной на тренировку активного внимания человека посредством биологической обратной связи. Принцип действия заключается в считывании гальванических колебаний кожи специальными датчиками, встроенными в гарнитуру, которая крепится на любую конечность. Когда ребёнок сосредоточен, игра на мониторе развивается по положительному сценарию, если отвлекается на посторонние звуки, мысли, собственные движения, шкала внимания опустошается и игра останавливается. Задания в играх совершенно разные. От простого слежения за дельфином, собирающим монеты со дна океана, до нажатия кнопок на клавиатуре при появлении какого-то нового стимула, не снижая уровня активного внимания. После курса занятий (2 -3 месяца) по методу Play Attention детям становится проще сосредотачиваться на определённом источнике информации, отсекая посторонние шумы и раздражители (дифференцировочная функция таламуса) и контролировать свои действия, своевременно выполняя действия в играх (не раньше, не позже), за что отвечают лобные доли мозга

Занятия по методу Play Attention могут быть как интегрированы в комплексную программу коррекции, так и представлять из себя отдельные сессии, на которые 3 – 4 раза в неделю ребёнок приходит в центр, занимаясь по 25 минут