Яндекс.Метрика

УСПЕХ. НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

АЛАЛИЯ

Алалия – это тяжелая форма нарушения речевого развития ребенка, выраженная в отсутствии или недоразвитии речи. Нарушение связано с органическим повреждением речевых зон коры головного мозга, возникшее во внутриутробном или раннем периоде развития.

В результате органического поражения, как правило, у детей с алалией наблюдается неврологическая симптоматика:

→ Апраксия

→ Агнозия

→ Нарушения тонуса

В зависимости от локализации участка поражения мозга, данный диагноз может разделяться на Моторную алалию и Сенсорную алалию, а может носить смешанный характер и определяться как Сенсомоторная алалия.

При моторной алалии смысловые и сенсорные операции относительно сохранны, но имеет место системное недоразвитие экспрессивной речи, порождённых несформированностью языковых операции, генерирующих речевые высказывания.

При сенсорной алалии нарушено понимание речи вследствие нарушения речеслухового анализатора, возникающего при поражении височной доли доминантного полушария. Как показывает наша практика, значительно прогресса можно добиться, тренируя скорость проведения слуховой информации в звукопроводящих путях. Звуковая информация попадает в слуховую кору не сразу, а проделывает долгий путь по цепочке: внутреннее ухо – слуховой нерв – кохлеарное ядро – олива – латеральная петля – нижнее двухолмие – медиальное коленчатое тело – слуховая кора. И если хоть на каком-то участке возникает задержка, мозг получает запоздалую или видоизменённую информацию.

В большинстве случаев алалия принимает смешанную форму (сенсомоторная алалия) и требует комплексного воздействия и совместной работы неврологов, педагогов, психологов.

Во-первых, следует понимать, что неговорящий ребенок – не обязательно ребенок с моторной алалией. Моторная алалия – языковое нарушение, то есть в первую очередь ребенку сложно усвоить грамматические нормы родного языка. Из этого следует, что специалист не может быть уверенным в диагнозе, пока у ребенка отсутствует фразовая речь. Часто в составе моторной алалии выступает синдром артикуляционной диспраксии. В таком случае мы наблюдаем сложность в «поиске позы» для звуков родного языка (при всем этом тонус мышц органов артикуляционного аппарата в норме, объем непроизвольных движений не нарушен ), или в переключении между разными артикуляционными укладами (грубо говоря, между слогами). По мере динамики в развитии речи, когда подключается работа по формированию грамматического строя речи, мы можем оценить скорость овладения грамматикой и сделать определенные выводы.

Также следует уточнить, что расстройство аутистического спектра и сенсорная алалия могут иметь одинаковые проявления в виде эхолалий («автоматическое» повторение за взрослыми слов или целых фраз), проявлений нежелательного или аффективного поведения. Достаточно часто причиной постановки РАС является отсутствие речи у ребёнка, состояние нервозности или агрессии, отсутствие желания коммуницировать. Здесь очень важно разобраться в причине данных проявлений.

Для построения коррекционно-развивающего маршрута и выбора направлений работы необходимо понимать структуру дефекта. Для этого специалист должен провести диагностику (а в некоторых случаях несколько специалистов), написать заключение и далее уже планировать работу с ребенком. Часто мы говорим о предварительном диагнозе, так как в ряде случаев необходимо наблюдать динамику на протяжении времени.

Как мы помогаем при алалии

Наш центр оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь при алалии, включая в работу весь свой опыт и арсенал инновационного оборудования, направленного на ускорение динамики. Ниже мы приведём перечень наиболее актуальных направлений при коррекционной помощи детям с алалией.

Логопеды или дефектологи проводят занятия по формированию речи у ребёнка с алалией. В занятиях используются (в зависимости от вида алалии и результатов диагностики) все самые современные подходы, оборудование и программные комплексы.

Как указывалось выше, алалия вызвана органическим поражением головного мозга. Нейропсихологическая коррекция предусматривает развитие высших психических функций, в том числе речи, через двигательные упражнения. Программа составляется для ребенка индивидуально, и позволяет немедикаментозным способам скорректировать работу мозга (Важно: это ни в коем случае не заменяет лечения). Например, при моторной алалии мы можем наблюдать нарушение слоговой структуры («Ба» вместо «собака» и т.д.), которое связано с невозможностью воспроизведения моторной программы. Как правило, такому ребенку сложно выполнить любую иную моторную программу. На помощь приходит нейропсихолог, который поможет пройти ребенку путь психомоторного развития еще раз и «доложить» недостающие «кирпичики» (метод замещающего онтогенеза».

Метод А. Томатиса на оборудовании Besson of Switzerland показан всем детям с алалией. В первую очередь, он повышает скорость обработки слуховой информации. Во-вторых, «тренирует» мозг на тех частотах, восприятие которых по результатам аудиометрии (тест на слуховое внимание) снижен. Помимо этого, по результатам аудиотренировок на оборудовании Besson of Switzerland, в большинстве случаев, у детей наблюдается желание коммуницировать и повышается работоспособность.

Отличную поддержку коррекционной работе оказывает метод InTime, включающий в себя нейроакустические тренировки в специальных мультисенсорных наушниках с костной проводимостью , сменяемые двигательной и перкуссионной частью. Воздействие данного метода направлено на улучшение работы нервной системы (мозжечок, базальные ганглии, лимбическая система и т.д.), что в ощутимой степени повышает эффективность коррекционного воздействия. В особенности, мы рекомендуем данный метод при нарушении слоговой структуры, просодической стороны речи (например, ребёнок не выделяет ударный слог) и темпо-ритмической стороны речи.

Специалист по Нейроритмике помогает ребенку с помощью специального комплекса ритмических упражнений при нарушении слоговой структуры, ритмико – интонационной стороны речи при алалии. Часто занятия нейроритмикой мы рекомендуем как продолжение курса по методу InTime, либо как самостоятельное направление.

Для ребенка с алалией при наличии трудностей коммуникации и функционального использования речи (например, ребенок может выполнить задания в кабинете у логопеда (составить фразу по картинке, выразить просьбу), но не обобщает навыки и не использует их в собственной спонтанной речи) мы включаем в программу работу по методу Интенсивного взаимодействия. Основная цель занятия – развить у ребенка коммуникационную активность.

В развитии высших психических функций значительную роль играет слаженная работа всех сенсорных систем и правильная интерпретация сигналов, поступающих от них на всех уровнях управления. При возникновении проблемы хотя бы в одной из сенсорных систем , при сохранных анализаторах (глаза, уши, обоняние, рецепторы кожи, мышц и т.д.),возникает дисгармония в развитии мозга, что значительно замедляет коррекционную работу. Направление Сенсорная интеграция берёт на себя задачу научить мозг правильно и с нужной скоростью обрабатывать сигналы от анализаторов.

В некоторых случаях при алалии необходима помощь АВА-терапии. Как правило, когда с ребенком трудно наладить контакт вследствие острых проявлений нежелательного поведения (аффективные реакции, самоистязания, полное отсутствие взаимодействия). В таком случае специалист, используя метод прикладного анализа поведения, устанавливает сотрудничество с ребенком, развивает навыки имитации и «готовит» к работе с другими специалистами. По мере достижения поставленных целей при совместном решении с родителями мы отказываемся от использование данного метода в пользу других более актуальных направлений. Как правило, при алалии применение АВА-терапии носит временный и точечный характер.

Коррекционная программа психолого-педагогической помощи для ребёнка с алалией составляется индивидуально для каждого, отталкиваясь от его первоочередных потребностей и зоны ближайшего развития. Мы стараемся поддерживать плотный контакт с родителем, на плечи которого ложится домашняя коррекционная работа с ребёнком, чтобы контролировать обучение как на территории центра, так и на территории ребёнка.