Яндекс.Метрика

УСПЕХ. НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

АУТИЗМ

Аутизм – это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей.

Расстройства аутистического спектра проявляется в раннем возрасте и чаще всего родители обращаются к специалистам по причине отсутствия речи и поведенческих проблем. Необходимо дифференцировать расстройство аутистического спектра от других нарушений развития. В частности, от сенсорной алалии (у ребенка с сенсорной алалией грубо нарушено понимание речи). Ребенок – аутист «игнорирует» просьбы взрослого, не выполняет инструкции, не сосредотачивается на обращенной к нему речи, она не является инструментом организации его поведения. Но, однако, очень сложно судить о том, насколько действительно затруднено для него понимание речи. Практика показывает, что, в отличие от ребенка с сенсорной алалией, ребенок – аутист способен уловить смысл достаточно сложных речевых обращений, сказанных другому человеку. Или мы наблюдаем периодическое выполнение обращенных просьб: сегодня ребенок понял инструкцию и отреагировал, а завтра – проигнорировал.

ПРИЗНАКИ АУТИЗМА

Необходимо понимать, какие симптомы ПЕРВИЧНЫ для расстройства аутистического спектра (то есть какие проблемы являются ключевыми). Это способность устанавливать близкие отношения, обмениваться эмоциональными жестами и использовать речь (даже отдельные слова или знаки) с эмоциональной нагрузкой. Если ребенок не демонстрирует удовольствие от близких отношений со значимыми взрослыми, если он не использует активно жесты, не вовлечен в постоянный поток взаимных сигналов (улыбки, кивки, «рожицы»….), то есть смысл обратиться к специалистам для исключения или подтверждения диагноза и дальнейшей работы.

Так же консультация врача необходима, если ответ родителя отрицателен на три указанных ниже вопроса:

1. Смотрит ли ребёнок в ту же сторону, когда Вы пытаетесь привлечь его внимание?

2. Использует ли ребёнок указательный жест для привлечения внимания к чему-то? Именно внимание. Не для того, чтобы получить что-то

3. Имитирует ли ребёнок действия взрослых в игре с игрушками? (накладывает еду в посуду, возит кирпичи на стройку и т.д.)

Среди вторичных симптомов выделяются:

Стереотипии – склонность к навязчивому повторению одних и тех же действий (выкладывание предметов в определенной последовательности, закрывание всех дверей, повторение фраз из рекламы или мультика и прочее). Аналогичные симптомы наблюдаются при аутизме и при многих других нарушениях развития.

Самостимуляции возникают в условиях дискомфорта, ограниченности активных положительных контактов с окружающими и позволяют ребенку поднять свой тонус и заглущить дискомфорт. Это могут быть покачивания, хлопание в ладоши, неотрывное глядение на крутящийся вентилятор или колесико от игрушечной машинки и т.д. Но и другие дети, без расстройства аутистического спектра, но с проблемами обработки сенсорной информации, могут демонстрировать склонность к самостимуляции. Это происходит по причине перегрузки нервной системы и не является обязательным признаком, указывающим на аутизм.

Эхолалии – автоматическое повторение слова или всей фразы целиком, с которой взрослый обратился к ребенку. Ребенок не понимает смысла вопроса и эхолалично повторяет вопрос вместо ответа. Такое мы можем наблюдать при сенсорной алалии. умственной отсталости, задержке психического развития и во многих других случаях. А также при низкой работоспособности в ситуации, когда ребенок «перетрудился» и не может сконцентрироваться на инструкции (при этом в другое время он может не иметь сложности в понимании речи).

Как итог, приведём перечень некоторых проявлений в поведении и развитии ребёнка, которые должны вызвать опасения родителя:

- у ребенка не было «комплекса оживления»

- у родителей было подозрение на глухоту или слепоту, однако слух и зрение в норме

- ребенок не откликается на свое имя

- ребенок не использует жесты

- ребёнок не смотрит в глаза

- речь у ребёнка не развивается по норме

- наблюдаются приступы агрессии, самоистязания

- наблюдался регресс в развитии в возрасте 1,5 – 2 лет

- не выносит громких звуков, звуков определённых частотных диапазонов

- наблюдаются самостимуляции или стереотипии

- отсутствует указательный жест, слежение за указующим жестом взрослого

- повышенная / пониженная сенсорная чувствительность

- отсутствие разделённого интереса

- отсутствие игры как со сверстниками, так и самостоятельно

Залогом успешной коррекционно-развивающей работы является своевременное выявление проблемы и раннее вмешательство. При правильно выстроенном коррекционном маршруте возможна хорошая динамика и социализация человека с РАС. По статистике около 20% людей с аутизмом полностью адаптируются к жизни.

Современное понимание

В настоящее время ребенок с расстройством аутистического спектра не рассматривается с позиции «не проявляет интереса к взаимодействию с людьми и окружающим миром». Скорее по ряду причин (гиперчувствительность к звукам, в том числе к звукам речи, например) ему «болезненно» это взаимодействие. Таким образом, изначальный интерес и попытки взаимодействия угасают, ребенок ставит «защиты» от пугающего мира и избегает общения. Аутичный ребенок скорее «не может», чем «не хочет» общаться.

В последнее время считается что под действием фундаментальных отклонений биологического свойства, которые влияют на связь между эмоциями и двигательной системой или способность выполнять сложные действия, у ребенка с РАС идет отставание в развитии отношений и мышления. Например, часто у детей с РАС отсутствует так называемый «комплекс оживления» во младенчестве - голосовые реакции, улыбка, движения руками и ногами в ответ на появление или ласковое обращение к нему взрослого.

Ребенок с аутизмом в эмоциональном отношении мало вынослив, он стремится ограничивать взаимодействие даже с близкими людьми, ему не хватает «возможностей» для поддержания коммуникации и активности в общении.

Пути помощи при аутизме

Мы рассматриваем пути помощи ребенку с РАС, принимая во внимание, что это нарушение комплексное, то есть затрагивает многие аспекты.

Как представлено в «Пирамиде обучения» наглядно, успешное обучение и социализация возможна только при наличии прочной базы (сенсорная система, сенсомоторная развитие, перцептивно-моторное развитие и только на вершине – познавательные способности, обучение).

Необходимо определить, что «не хватает» ребенку и выстраивать работу относительно этих данных, полученных в результате диагностики, анализа информации, предоставленной родителями и наблюдений за ребенком и динамикой его развития в ходе работы.

Поведение

Часто именно с жалобами на неуправляемое поведение обращаются родители ребенка с РАС. Именно в поведение упирается академическое обучение и другие направления, требующие сотрудничества ребёнка со специалистом.

Как видно из таблицы, поведение «опирается» на большое количество «исходных данных», которые естественным образом влияют на поведение. Поэтому помощь ребенку необходимо оказывать там, где наблюдается «дефицит». Часто это сложность обработки сенсорной информации и как следствие проблемы с сенсомоторным и перцептивно-моторным развитием и нарушение коммуникации. Однако ребенку необходимо приобретать навыки СЕГОДНЯ, чтобы максимально использовать временные ресурсы для обучения. Поэтому мы начинаем КОМПЛЕКСНУЮ работу, предполагающую движение снизу – вверх и ОДНОВРЕМЕННУЮ работу над поведением.

Наиболее структурированным и научно обоснованным подходом при такой задаче, актуальным на ранних стадиях обучения, мы считаем Прикладной анализ поведения (АВА-терапия).

АВА (Applied Behavior Analisis) изучает поведение, находящее в постоянной зависимости от факторов окружающей среды, во всех его проявлениях (в том числе нежелательное поведение), анализируя функциональные взаимосвязи и причины его возникновения. Полноценная работа в системе АВА подразумевает первоначальное тестирование навыков по протоколам VB-MAPP или ABLLS-R и построение программы на основе их анализа. После построения системы мотивации, устранения нежелательного поведения и появления учебного поведения, ребёнок готов к началу работы со специалистами параллельных направлений (логопеды, дефектологи, нейропсихологи и т.д.).

Метод АВА имеет высокую эффективность при устранении нежелательного поведения, обучении навыкам туалета и самообслуживания. Эффективность его работы зависит от готовности семьи организовать среду ребёнка в соответствии с требованиями программы коррекции.

Речевое развитие

Выстраивать речевую работу с ребенком с РАС необходимо учитывая две составляющие:

Во-первых, особенности непосредственно расстройства аутистического спектра (это касается в способах установления контакта, сотрудничества логопеда с ребенком, выбора методик работы над речевыми проблемами).

Во-вторых, это непосредственно речевые нарушения, которые могут быть самыми разнообразными (алалия, диспраксия, дизартрия, общее недоразвитие речи и другие). Специалист проводит диагностику и выделяет направления работы. В случае работы с ребенком с РАС, логопедическая помощь постоянно корректируется и зависит это в первую очередь от того, что по мере динамики в навыках коммуникации или восприятия мы наблюдаем изменения в речевом плане.



Достаточно часто мы наблюдаем, что у ребенка с аутизмом речевое развитие «тормозится» вследствие проблем с обработкой слуховой информации. Как показывают результаты аудиометрии, практически у всех детей с данным расстройством наблюдаются проблемы в восприятии слуховой системой различных звуковых частот. Иными словами, если проявляется гипочувствительность (сниженная чувствительность) к речевым частотам, то мозг ребёнка их просто игнорирует и понимание речи и, как следствие выполнение инструкций значительно затрудняются. А гиперчувствительность (повышенная чувствительность), например, к высоким или низким частотам может вызывать аффективные реакции и нежелательное поведение, страх. Ребёнок может закрывать уши руками, просить уйти от источника звука.

Проблема может крыться не только в обработке и раскодировании звуковой информации в слуховой коре, но и в скорости проведения слуховой информации структурами ствола головного мозга, измеряемой при оценке акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП).

Исходя из последних научных наблюдений и нашего опыта, мы убеждены в том, что прежде чем начинать логопедическую (дефектологическую) работу с ребёнком, нужно научить его мозг правильно воспринимать звуковые частоты и повысить скорость передачи и обработки сигналов, тем самым повысив КПД от занятий с логопедом и дефектологом. В противном случае классическая педагогическая работа может занять годы.

Одним из самых эффективных подходов с точки зрения развития слухового восприятия является проведение аудиотренировок по методу А. Томатиса. В своей работе мы используем Швейцарское оборудование концерна Besson of Switzerland, зарекомендовавшее себя во всём мире. Эффективность данного метода научно обоснована и практически не имеет противопоказаний (противопоказания: эпилепсия, опухоли и кисты в мозге). Результатом применения в большинстве случаев является увеличение объёма экспрессивной речи (звуков), повышение частоты и интенсивности коммуникативных проявлений, повышение работоспособности и прочие сугубо индивидуальные для каждого изменения.



Закрепление результатов, достигнутых в процессе аудиотренировок по методу А. Томатиса, является первостепенной задачей всех сопровождающих ребёнка специалистов (логопедов, дефектологов, психологов). Координацией комплексной программы занимается методический руководитель центра, постоянно поддерживая обратную связь с родителями ребёнка. Способности, появившиеся у ребёнка должны незамедлительно закрепляться и обобщаться с повседневной жизнью, поэтому без участия родителя эффективность программы будет снижаться.

Коммуникация

Как мы говорили выше, ребенку с РАС трудно выстраивать коммуникацию с близкими людьми, другими взрослыми и сверстниками. Также мы часто наблюдаем, что ребенок может делать успехи в речевом развитии (стоить предложения, рассказывая по картинке или выполняя другое задание логопеда), но не использует речь в повседневной жизни, то есть функционально.

Необходимо понимать, что развитие инициативы ребенка – важное составляющее в общем плане коррекционно-развивающей работы.



В рамках занятий по интенсивному взаимодействию специалист, учитывая особенности ребенка, поддерживая его инициативу, постепенно расширяет количество и продолжительность коммуникационных циклов. Ребенок начинает получать удовольствие от взаимодействия и это положительно сказывается на динамике развития. Занятия проходят в игровой максимально комфортной для ребёнка форме.

Наиболее важен подход Интенсивного взаимодействия во время и после прохождения курса аудиотренировок по методу А. Томатиса, так как перед ребёнком, в большинстве случаев, открываются новые горизонты в плане коммуникации, которые незамедлительно следует закреплять.

Сенсорная интеграция

У большинства детей с аутизмом наблюдаются трудности с вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системами. Это может быть как повышенная чувствительность, вызывающая стресс, нежелательное поведение и отказ от деятельности, так и сниженная чувствительность к сенсорным стимулам, препятствующая гармоничному развитию мозга и требующая постоянной стимуляции (кручения, гиперактивность). Анатомически слуховая система тесно связана с вестибулярным аппаратом человека. Полукружные каналы и отолитовый аппарат заполнены той же эндолимфой, что и средняя лестница канала внутреннего уха, сообщаясь между собой. После проведения аудиотренировок по методу А. Томатиса мы так же наблюдаем изменения и в работе вестибулярной системы детей, но данная взаимосвязь научно пока не доказана.



Наиболее эффективным и научно обоснованным, на сегодняшний день, способом тренировки вестибулярного аппарата является сенсорная интеграция с применением специального оборудования. Наш центр располагает исчерпывающим арсеналом навесного, утяжелённого и тактильного оборудования, повышающего эффективность занятий.

Внимание, мышление, память, пространственное восприятие

Нарушения мышления и памяти, преимущественно, не являются специфическими для аутизма признаками (при условии, что нет умственной отсталости). Такие операции, как соотношение, классификация, обобщение, т.п. могут соответствовать возрастной норме. Трудности возникают в использовании имеющихся знаний и умений в повседневной жизни и общении с социумом.

Помимо классических подходов нейропсихологическое отделение центра «Успех» включает в себя такие дополнительные направления, как:

- мозжечковая стимуляция с применением специального балансировочного оборудования

- нейроритмика применяемая в нашем центре как часть метода InTime, так и в качестве самостоятельного направления;

- стабилотренинги с применением профессионального оборудования, основанного на биологической обратной связи (стабилоплатформа, Nintendo Wii)

Программа нейропсихологической коррекции может дополняться различными направлениями и оборудованием, в зависимости от поставленной нейропсихологом цели.

Эмоциональное развитие

Эмоции являются важнейшей составляющей человеческого поведения, мотивов, привязанностей, психического здоровья и воображения. За эмоциональную сферу и адекватное реагирование на различные стимулы и события в человеческом мозге отвечает лимбическая система. Множественные неврологические нарушения при аутизме препятствуют её гармоничному развитию. В виду нарушений в обработке сенсорной информации у детей с аутизмом, может наблюдаться совершенно различная эмоциональная реакция на весьма специфические раздражители (звуковые, вестибулярные, тактильные и т.д.).

Одним из главных источником эмоций, доступных для ребёнка является музыка. В программу коррекции могут быть включены как музыкальные занятия с преподавателем музыки, так и нейроакустические методики InTime и TLP. Обе методики основаны на прослушивании модифицированной музыки через специальное мультисенсорное оборудование компании Advanced Brain Technologies, оказывающей терапевтическое влияние на мозг. Музыкальный материал разделён по частотным диапазонам, по насыщенности ритмического рисунка и темпу, что помогает специалисту производить тонкую настройку программы под каждого ребёнка индивидуально.



Метод InTime в своём аудиоматериале делает основной акцент на ритм (метр, бит). Основной задачей метода является гармонизация работы мозга посредством навязывания ритма и нейроакустического воздействия.

Креативность и воображение мы развиваем в наших Творческих мастерски как в групповом, так и в индивидуальном формате, учитывая индивидуальные потребности каждого ребёнка.