Яндекс.Метрика

УСПЕХ. НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

По статистике около 40% школьников имеют трудности в обучении, усвоении материала, выполнении заданий, предусмотренных школьной программой. Состояние неуспешности в школе стремительно разрушает учебную мотивацию, вызывает психологические трудности, порождает неуверенность в себе и чувство собственной неполноценности. Всё это не может не сказаться на дальнейшем развитии личности.

В эти проблемы становятся причиной истерик и скандалов дома, ещё больше истощая нервную систему школьника и домочадцев. Но пробовали ли Вы взглянуть на данную ситуацию с той позиции, что ребёнок не виноват? И может он вовсе и не ленивый? И может быть нет у него сквозного канала между ушами, через который со свистом пролетает информация? И из книги на него смотрит не фигура из трёх пальцев…

В большинстве случаев причина кроется в незрелости определённых участков мозга, отвечающих за обучение, получение и усвоение информации. И не всегда здесь необходимо медикаментозное лечение, а достаточно просто выявить источник проблемы и натренировать целевой участок мозга. Давайте разберёмся с основными проблемами.

«Он (она) пропускает всё мимо ушей»

Наверняка бывшие школьники из тех 40%, которые читают эту статью вспомнят то самое чувство, когда Вы сидите в классе и честно пытаетесь вникнуть в суть того, что рассказывает преподаватель, но кто-то за соседней партой что-то бубнит. И не слышно ни то, что говорит учитель, ни то, о чём шепчутся одноклассники. Как итог – эмоциональный перегруз и истощение, связанные с излишней нагрузкой на слуховую и анализирующую систему мозга, потратившую на фильтрацию и распределение информации слишком много ресурсов.

В данной ситуации, у ученика страдает такая функция мозга, как селективное слушание (селективность внимания). Мозг не способен сосредоточиться на первостепенной информации, а второстепенную, отфильтровать, либо воспринять в фоновом режиме.

В более тяжёлых случаях, ребёнок, имеющий проблемы со слуховым или/и фонематическим восприятием в принципе не различает некоторые звуки и фонемы русского языка. Для него ускоренный темп речи учителя, либо отдалённость его в пространстве делают восприятие информации практически невозможной. В самом деле, звук не влетает в одно ухо, а из другого вылетает, а проделывает долгий путь через целую цепочку органов мозга, прежде чем попасть в слуховую кору для анализа! Ухо – внутреннее ухо – слуховой нерв – кохлеарное ядро – олива – латеральная петля – нижнее двухолмие – медиальное коленчатое тело – слуховая кора. И если хоть в одном из этих пунктов возникает снижение скорости проведения, то снижается скорость восприятия фонем речи, а некоторые согласные («б», «п» и т.д.) вовсе выпадают.

Дети с такими проблемами очень тяжело воспринимают информацию на слух, не сразу выполняют инструкцию, с трудом могут парировать шутку, отпущенную со стороны одноклассников. Это вызывает массу трудностей в их обучении и взаимодействии со сверстниками, что в значительной степени препятствует развитию успешной личности.

Во времена, когда учились мы, от этих бед иногда помогал ремень… а иногда не помогал… В настоящее время разработано (зачастую такими же троечниками) исчерпывающее количество оборудования и методик, которые мы используем для помощи в развитии слухового восприятия. Вот некоторые из них:

- In Time;

- Fast ForWord;

- Метод А. Томатиса (в некоторых случаях);

- нейропсихологическая коррекция;

«Пишет как курица лапой», «Теряет строку», «Растекается по парте», «Ёрзает»

Когда мы пишем на неразлинованном листе какая-то невидимая сетка координат помогает нам не скрестить строки…

Когда мы рисуем человека или животное что-то помогает нам соблюсти пропорцию и симметрию рисунка…

Сидя на стуле что-то помогает нам не упасть с него, даже если мы не держимся за парту…

Когда мы читаем книгу, какие-то способности удерживают наш взор на строке текста, даже если мы сменили позу, если трясётся и покачивается транспорт, в котором мы сидим…

У наших глаз каким-то образом получается быстро переключать фокус с раздаточного материала за партой, потом на доску учителя, потом на самого учителя, потом на одноклассника, показывающего язык и снова на парту…

А теперь представьте, что все эти суперспособности куда-то делись. И строки в тетради поползли. И пишем как курица лапой. И постоянно хочется прижаться к парте. Читать теперь мы можем только в надёжно зафиксированном состоянии, да и тут буквы скачут через слова. Начинаем активно смотреть по сторонам, и закружилась голова…

Заколдовали? Нет. Просто вестибулярная система требует незамедлительной тренировки. За все эти функции в нашем организме отвечает отолитовый аппарат и вестибулярные ядра в стволе мозга. Ну, а если точнее, вестибулярная система имеет для школьника следующее значение:

- Ориентация в пространстве;

- Гравитационная уверенность;

- Восприятие схемы тела;

- Координация движений;

- Регулирование тонуса мышц и движения глаз;

- Активизация мозга;

У детей (и взрослых) с нарушениями вестибулярной системы очень часто возникает гравитационная неуверенность, ученику постоянно хочется найти точку опоры и очень много ресурсов уходит на анализ поступающей в мозг искажённой информации. Читать и писать становится неимоверно трудно потому, что строки начинают как-будто двигаться и ускользать от взгляда. Мозг начинает истощаться и, чтобы его активизировать, ребёнок начинает ёрзать, вертеться, стекать и падать со стула.

В стабилизации положения тела принимает непосредственное участие и мозжечок, который отвечает за всю двигательную активность человека. Вестибулярная система – лишь индикатор, а он – трудяга-исполнитель. Поэтому значительную долю внимания в нашем центре мы уделяем этому органу. Мы постоянно совершенствуем свои авторские методики и дополняем нашу работу самым современным оборудованием. Это основные методы:

- Сенсорная интеграция;

- Нейропсихологическая коррекция;

- InTime;

- Нейроритмика;

- Мозжечковая стимуляция;

- Стабило-тренинги;

«Не может сфокусироваться», «Отвлекается на каждый шорох»

Помимо селективного внимания, в процессе обучения важную роль играет активное внимание. Это избирательное, произвольное и управляемое действие мозга, управляемое процессами, идущими от коры больших полушарий к низшим структурам мозга. Удержание активного внимание становится не простой задачей для стремительно развивающегося детского мозга, направленного на познание мира в широком смысле, а не на конкретную задачу, рассматриваемую в классе. Но и эту функцию можно натренировать и научить мозг активизировать её, когда это необходимо.

При весьма нормальной слуховой проводимости детский мозг могут одолевать посторонние мысли, переживания, даже если он прикладывает все усилия, чтобы сосредоточиться на выполнении задания или речи преподавателя. Здесь скрипнула парта, пролетел самолёт. Задумался о предстоящей игре в футбольной коробке или компьютерных баталиях. А ,пока думал, либо контрольную нужно уже сдавать, либо часть лекции прослушана и придётся навёрстывать, читая в учебнике с «прыгающими» буквами.

Как показывает наш опыт, состояние активного внимания материально и его можно почувствовать. Потрогать. В этот процесс включены многие участки мозга, включая зрительные и слуховые анализаторы, ствол и кору, которой предстоит выделять первостепенную информацию и отсеивать второстепенную. Оно обусловлено не только интенсивностью фокуса на объекте и избирательности анализаторов, но и способностью ребёнка контролировать свои эмоции. Сохранять хладнокровие при выполнении конкретной задачи.

Для прицельной тренировки активного внимания, в программу нейропсихологической коррекции мы включаем (либо используем в рамках отдельного курса) программный комплекс биологической обратной связи Play Attention. Специальные датчики считывают кожно-гальванические колебания, генерируемые активностью мозга, и регулируют развитие событий в игре, транслируемой на компьютере. Иными словами, чем дольше ученик удерживает внимание, тем в лучшем ключе развиваются события в игре.

При тренировке активного внимания наиболее эффективны следующие методы:

- Нейропсихологическая коррекция;

- Play Attention;

- Fast ForWord;

«Всё валится из рук», «Как слон в посудной лавке», «Постоянно спешит / опаздывает»

Тоже знакомо, да? Каждый мог слышать про такие проблемы в школьном возрасте (и не только). А ещё совершенно не ориентируется во времени и пространстве, не может поймать летящий предмет, не может систематизировать деятельность.

Мы умышленно не разделяем способность ориентироваться во времени и планирование действий, так как в этих процессах задействованы одни и те же участники мозга: мозжечок и базальные ганглии. Именно от их слаженной работы зависит способность планировать свои действия, предвосхищать положение тела в пространстве в определённый момент времени, ориентироваться во времени.

Именно в тех областях мозга находятся наши «внутренние часы». Если у школьника они работают не правильно, то ему трудно рассчитать время, чтобы куда-то успеть, что-то вовремя закончить, запланировать своё физическое действие, чтобы именно в тот момент, когда летящий мяч оказывается около лица, там же оказались и руки, которые его отобьют или поймают.

В подавляющем большинстве случаев школьник, у которого наблюдается моторная неловкость, не успешен в учёбе, и среди сверстников из-за нелепости его движений и поведения. Отсюда и осознание собственной неполноценности и потеря мотивации к чему-либо. Всё это точно не способствует развитию успешности.

И здесь на помощь нам приходят две концепции работы с мозжечком: тренировка мозжечка и вестибулярной системы посредством постановки тела на балансир и неустойчивое основание, заставляющие мозжечок давать постоянный отклик для стабилизации тела (мозжечковая стимуляция) и комплексы ритмических упражнений, которые и «запускают» те самые «часы», которые будут планировать действия и помогать ориентироваться во времени и пространстве (нейроритмика и InTime).

Данный подход незаменим для детей с СДВГ и гиперактивными проявлениями, связанными с другими дисфункциями. Специальные ритмические комплексы изменяют внутренний ритм ребёнка, добавляя осознанности в его действия и стабилизируют эмоциональное состояние.

Методы работы следующие:

- In Time;

- Мозжечковая стимуляция;

- Нейропсихологическая коррекция;

- Нейроритмика.