Яндекс.Метрика

УСПЕХ. НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ЗПР, ЗПРР

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение темпа нормального психического развития, а именно отставание в формировании высших психических функций (внимание, мышление, память, эмоционально-волевая сфера) от общепринятых возрастных норм. В виду того, что отставание в развитии указанных выше функций, в большинстве случаев, является причиной задержанного развития речи, данное нарушение приобретает форму задержки психоречевого развития (ЗПРР). Оба нарушения, если в корне проблемы не кроется органического поражения / недоразвития корковых или подкорковых структур, имеет обратимое течение при грамотно выстроенном коррекционно-развивающем маршруте

По классификации, предложенной К.С. Лебединской, отражающей механизм нарушения и причинную обусловленность, ЗПР делится на четыре основных клинических типа:

1. ЗПР конституционального происхождения. В основе лежит незрелость эмоционально-волевой сферы. Выражается в гармоническом инфантилизме, выражающемся в позднем формировании эмоционально-волевой сферы, схожей с детьми младшего возраста. Преобладает игровая мотивация (даже в школьном возрасте), яркость эмоций, внушаемость, непосредственность поведения. Причиной может как наследственность, так и обменно-трофические расстройства при течении беременности

2. ЗПР соматогенного происхождения. Данный тип обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: длительными хроническими заболеваниями, аллергиями, стойкими астениями и т.д. Причиной задержки развития психических функций является общая ослабленность организма. Выражается в сниженной работоспособности, истощаемости, неустойчивости внимания, уменьшении объёма памяти

3. ЗПР психогенного происхождения может возникать при неблагоприятных условиях воспитания, препятствующих нормальному формированию личности ребёнка. Причиной может стать как безнадзорность, порой сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, приводящая к импульсивности, безинициативности, отставанию в интеллектуальном развитии или гиперопека, при которой ребёнок воспитывается по принципу «кумира семьи», ведущая к формированию искажённой слабой личности без привитых черт самостоятельности, инициативности, ответственности

4. ЗПР церебрально-органического происхождения занимает основное место и встречается наиболее часто, обладает большей выраженность и стойкостью, затрагивая и эмоциональное развитие, и познавательную деятельность. В большинстве случаев, подразумевает негрубую органическую недостаточность, возникшую вследствие патологий беременности (тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, несовместимость крови по резус-факторам у мамы и ребёнка), алкоголизм и наркомания матери, недоношенности, асфиксий, постродовые инфекции и т.д. Детям при таком типе ЗПР свойственны церебральные астении, выраженные повышенной утомляемости, истощаемости, снижении уровня внимания и памяти, познавательной деятельности

Развитие речи детей с ЗПР своеобразно и требует своевременного включение речевых специалистов в коррекционно-развивающий маршрут. Согласно статистике около 75% детей с данной задержкой испытывают трудности с дифференциацией звуков. Согласно исследованиям последних десятилетий доказано, что качество нашей речи напрямую зависит от правильного слухового и фонематического восприятия. Можно долгое время потратить на логопедическую работу с ребёнком, игнорируя факт нарушения слухового восприятия, отрабатывая звуки и слоги посредством повторения и логомассажа, а можно научить слуховую систему не только слышать, но и слушать с применением метода А. Томатиса, французского отоларинголога, отдававшего ведущую роль в развитии психики органам слуха. Результатами работы по методу А. Томатиса на оборудовании Besson of Switzerland является не только формирование корректного восприятия различных звуковых частот, но и увеличение работоспособности и эмоциональной устойчивости ребёнка. Увеличивается объём экспрессивной речи, улучшается понимание речи окружающих, что повышает эффективность занятий со смежными специалистами за счёт улучшения коммуникации

Учитывая, что причиной ЗПР могут становиться органическая недостаточность корковых и подкорковых структур мозга, первостепенной задачей становится их развитие. Исследованиями взаимосвязи психических процессов со сформированностью мозговых структур занимается наука нейропсихология. Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить ослабленные участки мозговых структур, а нейропсихологическая коррекция позволяет их развить, либо скомпенсировать их функции. Помощь нейропсихологов становится незаменимой при любых мозговых дисфункциях и является одним из ведущих направлений при ЗПР и ЗПРР

Отсутствие сенсорного опыта в сензитивном периоде для психоречевого развития негативно сказывается на развитии мозга и нервной системы. Гипочувствительность к сенсорным стимулам может тормозить развитие и при нормальном сенсомоторном фоне. Сенсорная интеграция позволяет восполнить дефицит сенсорных стимулов и сформировать корректный адаптивный ответ. Сформированность и правильная работа вестибулярной системы играет важную роль в развитии слухового восприятия, зрительного анализатора, ориентации в пространстве, энергосбережении и т.д.

Убедившись в правильной сформированности звукового восприятия посредством специальных тестов и оборудования, ребёнку с ЗПР (ЗПРР) следует незамедлительно начинать логопедическую работу по запуску речи, развитию грамматики и правильного звукопроизношения, так как именно речь является двигателем дальнейшего развития. Логопеды нашего центра имеют огромный опыт в работе с «неговорящими» детьми и используют профессиональное оборудование и программные комплексы (Forbrain, Timocco, Мерсибо и др.) для повышения эффективности занятий. Логопедическая работа, по нашему мнению, должна строиться, преследуя две основные цели – обучение речи и воспитанию потребности в общении, инициативности во взаимодействии

Интенсивное взаимодействие мы включаем как в логопедическую или дефектологическую работу, так как ребёнка требуется научить использовать свою речь для достижения целей, выражения эмоций, коммуникации, мышления, анализа. Отдельные занятия интенсивным взаимодействием требуются детям с нарушением игровой деятельности, при коммуникативных проблемах, трудностях с обобщением навыков, получаемых у смежных специалистов

Ещё одним проверенным методом развития мозга и эмоциональной сферы является разработка компании Advanced Brain Technologies (США) – метод InTime, представляющий из себя комплекс нейроакустических слуховых тренировок и двигательных активностей, направленных на тренировку подкорковых структур (мозжечок, базальные ганглии), корковых структур (моторная кора, лобные доли) и эмоциональной сферы (лимбическая система). Метод оказывает комплексное воздействие на мозг и гармонизирует его процессы, являясь отличным дополнением к нейропсихологической коррекции и работе по запуску речи