Яндекс.Метрика

УСПЕХ. НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

РЕЧЕВЫЕ ТРУДНОСТИ

Дети, у которых развитие речи отстает от сверстников, часто получают такие диагнозы, как ЗРР (задержка речевого развития), ОНР (общее недоразвитие речи). По сути, эти диагнозы констатируют наличие речевых трудностей: например, в 2-3 года речь ребенка представлена лишь отдельными словами, но ребенок понимает обращенную к нему речь в полном объеме; или другая ситуация: в том же возрасте речь полностью отсутствует и ярко выражено непонимание инструкций. И в одном и в другом случае можно поставить задержку речевого развития. Однако пути помощи этим детям будут совершенно различаться

Таким образом, для специалиста «рабочий» диагноз, опираясь на который он будет выстраивать коррекционную работу, будет не ЗРР и не ОНР, а скорее моторная или сенсорная алалия, артикуляционная диспраксия, дизартрия и т.д.

Направления работы, который логопед включает в программу работы, будут определяться теми проблемами в развитии ребенка, которые привели к задержке или общему недоразвитию речи. ЗРР или ОНР – это лишь определение того уровня, на котором у ребенка находится речь в настоящий момент

Различия в постановке логопедических диагнозов обусловлено наличием различных классификаций речевых нарушений (психолого-педагогическая и клиническая классификации)

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи (О.Е. Грибова):

1. Несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки

2. Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка

Факторы, относящиеся к первой группе, заключаются в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых или, наоборот, гиперопека. И в том, и в другом случае мы наблюдаем отсутствие мотивации речевого общения (не к кому или не за чем обращаться – все и так делают то, что нужно ребенку). Часто такой ребенок склонен к упрямству, своеволию, истерическим реакциям

В клинической классификации данное нарушение рассматривается как задержка темпов развития речи функционального характера («рабочий» диагноз). При своевременно начатой работе, адекватной программе коррекции и изменении условий воспитания прогнозы весьма благоприятны (быстрая и полная коррекция)

Если у ребенка наблюдается задержка темпов развития речи органического характера (вторая группа факторов), необходимо понимать, что ему потребуется более продолжительная и комплексная работа нескольких специалистов. К недостаточности сенсомоторной сферы относятся недоразвитие фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса и т.д.)

Итак, вне зависимости от того, какой классификацией пользуется логопед, Вы можете поинтересоваться у него, что послужило причиной ЗРР у Вашего ребенка, какие направления в работе планируются и почему, чтобы понимать обоснованность коррекционно-развивающей работы с ребенком

Специалисты Нейрологопедического центра «Успех» работают со всеми видами речевых нарушений. Ниже мы приведем краткое описание различных речевых нарушений из психолого-педагогической и клинической классификации:

Фонетическое нарушение (ФН) – нарушение звукопроизношения, в основе которого НЕ лежат нарушения фонематического слуха. Для коррекции данного нарушения достаточно логопедической помощи

Фонетико-фонематическое нарушение (ФФН) - нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Основной специалист – логопед, в некоторых случаях требуется помощь нейропсихолога (для развития фонематического слуха)

Дислалия – нарушение звукопроизношения при наличии нормального слуха, корректируется на занятиях у логопеда, а продолжительность работы зависит от количества звуков, требующих постановки и автоматизации

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи вследствие нарушений иннервации речевого аппарата. Как правило, при дизартрии требуется помощь нейропсихолога и логопеда и наблюдение у невролога. Нейропсихолог работает с речью со стороны мозговой организации протекания этой функции, логопед – непосредственно с речью. Детям с дизартрией показан логопедический массаж, так как присутствует нарушение тонуса (снижен или повышен) языка

Артикуляционная диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений при отсутствии нарушения тонуса. При артикуляционной диспраксии наблюдаются нарушения произношения и слоговой структуры слова. При артикуляционной диспраксии рекомендуется работа с логопедом и нейропсихологом, работа по методу InTime

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речи. ОНР ставят ребенку после трех лет, бывает 1, 2, 3 уровни, также некоторые специалисты выделяют 4 уровень речевого развития. Вследствие огромной разницы между детьми, имеющими данное речевое нарушение, невозможно выделить общие рекомендации (с какими специалистами необходимо работать). Совершенно точно потребуется логопедическая помощь, а другие направления работы определяются методистом и специалистом исходя из индивидуальных особенностей ребенка и структуры нарушения

Алалия – это неразвитие или грубое нарушение речи ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией центральной нервной системы. Выделяют моторную, сенсорную и сенсомоторную алалию

Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи, при котолром наблюдается нарушение всех подсистем языка (синтаксической, морфологической, лексической, фонематической). Моторная алалия – это языковое расстройство, которое в первую очередь характеризуется аграмматизмами, поисками слова. Часто в состав моторной алалии входит артикуляционная диспраксия, при этом мы наблюдаем трудности выбора фонем и установление порядка их следования, грубые нарушения слоговой структуры слова

Сенсорная алалия – нарушение речи вследствие поражения речеслухового анализатора в коре головного мозга. Ребенок не понимает или частично не понимает обращенную речь

Сенсомоторная алалия – смешанная форма, при которой наблюдается нарушение экспрессивной (по типу моторной алалии) и импрессивной (по типу сенсорной алалии) речи

Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография, дискалькулия). Для коррекции данных нарушений обязательная помощь нейропсихолога (так как в основе лежат нарушения органического характера) и логопеда